Суббота, 18.05.2024, 21:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Музыкальное воспитание
Главная » Статьи » Мои статьи

Самообразование

Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр».

 

Актуальность. Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В современных условиях музыкальному руководителю необходимо владеть информацией, осваивать современные технологии воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей.

Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять достаточное внимание развитию музыкальных способностей ребенка в своей практической деятельности.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.

  • игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

 

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

 

Задачи:

  • создать необходимые педусловия развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкально – дидактических игр и упражнений;
  • разработать систему дидактических игр и упражнений, способствующих формированию музыкальных способностей;
  • обеспечить практическое освоение детей действиями, навыками и умениями музыкальной деятельности;
  • определить особенности и динамику формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
  • стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей;
  • научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
     

Этапы работы над темой по самообразованию:

 

Констатирующий эксперимент. (сентябрь)

 

Цель: выявить уровень сформированности музыкальных способностей детей младшего возраста.

 

Формирующий эксперимент. (октябрь-апрель)

 

Цель: способствовать повышению уровня формирования музыкальных способностей детей через дидактическую игру.

 

Контрольный эксперимент. (май)

 

Цель: выявить рост уровня сформированности музыкальных способностей детей дошкольного возраста после формирующего эксперимента.
 

Предполагаемый результат

 

В результате проведенной работы предполагается, что:

у детей сформируется комплекс определенных умений: умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества), двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу;

для детей наиболее важным станет эмоциональное восприятие музыкального образа, являющееся стимулом в проявлении творческих способностей дошкольников, активизируется интерес и творческое отношение к музыкальному искусству;

в процессе проведения работы планируется постепенный переход к более развернутым и сложным музыкальным и театральным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в музыке (исполнительского и композиционного).

 

Перспективный план

 

Раздел плана

Формы работы

Сроки

Подготовительный этап

1.

Констатирую-щий эксперимент

  • Изучение методической литературы по теме
  • Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме
  • Выбор методов и приемов для работы по теме.
  • Использование инновационных технологий.
  • Диагностика музыкальных способностей детей на начало реализации плана

Сентябрь

Основной этап

2.

Формирующий эксперимент

Самореализация

 

 

 

 

 

Работа с детьми

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество с воспитателями

 

  • Реализация плана
  • Описание полученных результатов
  • Распространение опыта внутри учреждения, среди родителей, среди педагогов.
  • Изготовление и оформление музыкально-дидактических игр для детей.
  • Показ открытых занятий.

 

  • использование дидактических игр в процессе слушания музыки;
  • использование игр в процессе выполнения творческих заданий;
  • применение дидактического материала в процессе исполнительской деятельности.

 

  • Консультация «Перспективы раннего музыкального общения».
  • Беседа «Музыкальное воспитание маленьких детей».
  • Буклет для родителей «Учим малыша слушать музыку».
  • «Музыкальные способности ребёнка» - индивидуальные беседы.
  • Анкетирование родителей (выявление особенностей окружения ребёнка, занятиях и интересах родителей, их отношении к развитию музыкальных интересов и способностей малышей.)

 

  • Консультация «Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр».
  • Деловая игра «Структура дидактической игры. Виды дидактических игр»
  • Беседа «Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка».
  • Папка-передвижка «Любить музыку- это большое счастье».
  • Мастер-класс с педагогами «Дидактическая игра – своими руками».
  • Консультация «Использование дидактических игр в свободной деятельности дошкольника»

Октябрь-апрель

Обобщающий этап

3.

Контрольный эксперимент

  • Диагностика музыкальных способностей детей на конец реализации плана

Май

4.

Участие в конкурсах

  • Всероссийские конкурсы
  • Международные конкурсы
  • Региональные (локальные) конкурсы

Октябрь-май

5.

Обмен опытом

  • Совместное изготовление с педагогами учреждения дидактических игр.
  • Организация свободной деятельности дошкольников с использованием м/д игр.

Октябрь-апрель

6.

Обобщение опыта

  • Анализ проведённой работы.
  • Аналитический отчет

Май

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lili (14.11.2019)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [7]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz